Тема: Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс правильно выполняемых артикуляционных упражнений. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др. Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики (АГ): АГ проводить ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день: Выполнять АГ стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки. Вначале АГ выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп АГ увеличивается. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. АГ можно выполнять под счет, под музыку, с хлопками … Нельзя принуждать детей заниматься, лучше предложить поиграть с язычком. Не ругайте детей за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи. Организация проведения артикуляционной гимнастики (АГ): 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Упражнения на развитие артикуляционной моторики. Упражнения для развития мышц нижней челюсти; Упражнения для развития мимических мышц; Упражнения для развития губных мышц; Упражнения для развития мышц языка; Упражнения для развития правильного речевого дыхания; Упражнения для губ: «УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «ЗАБОРЧИК». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. «ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК»—«БУБЛИК»; «УЛЫБКА »—« ТРУБОЧКА ». «КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК». Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ… «ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. «ПОЧИСТИМ ЗУБЫ» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону (язык находится у дёсен, а не скользит по нижнему краю зубов), потом снизу вверх (кончик языка широкий, начинать движения от корней нижних зубов). «ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. «ТРУБОЧКА ЯЗЫЧКОМ». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. «ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ» Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами. «ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. «ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. «ЛОШАДКА» Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. «МАЛЯР» Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. «ЧАСИКИ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. «ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. «ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть «ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. «ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами. «ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Каждое упражнение выполняется 6—8 раз. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ: «ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА» Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щёки, задувать шарик на одном выдохе. «КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук Ф, сдувать ватку на противоположный край стола. «ФОКУС» Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку. «ПОДУЙ В ТРУБОЧКУ» Сделать трубочку языком, подуть в пузырёк, чтобы послышался свист. «ЛОПНИ ШАРИК» Набрать в щёки воздух. Расслабить щёки, выпуская воздух. «НАДУЙ ИГРУШКУ» Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть. Как оценивать выполнение артикуляционных упражнений ребенком? Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.
При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:
- Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
- Дифференцированность движений – движение выполняется только языком без сопутствующих движений других органов ( губ, нижней челюсти).
- Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
- Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
- Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
- Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
- Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.
Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться. Артикуляционная гимнастика приносит ребенку огромную пользу. Проявляйте творчество, придумывайте свои игровые сюжеты, делайте гимнастику ежедневно, и результат появится обязательно!
Желаю Вам успехов!
Консультация учителя – логопеда: Банниковой О. С.